Кремль «прибрал к рукам» грузинские интернет-сайты

Опубликовано: 21.10.2018

Читая статью Флориана Хасселя в немецкой леволиберальной газете Frankfurter Rundschau о выборах в Грузии, невольно вспомнился знаменитый эпизод суда из всеми любимого кинофильма 'Мимино'. Молоденькая девочка адвокат спрашивает у заматеревшего работника базы, которого столь блестяще сыграл Арчил Гомиашвили.

— А почему Вы взяли справку не в тот же день, а только через неделю?

— Некогда было . . .

— А почему Вы взяли справку не в вашей поликлинике, а в поликлинике другого района?

— А какая разница?

Вот точно такие же вопросы возникают и к автору статьи. Не по форме, а, по сути. Итак, автор уже в заголовке статьи утверждает 'Результаты выборов в Грузии в значительной мере фальсифицированы'. Причем в подтверждение своих мыслей приводит слова не кого-нибудь, а главы миссии ОБСЕ 'немецкий дипломат Дитер Боден подтвердил в беседе с FR «грубые нарушения, небрежность и факты умышленной фальсификации при подсчете голосов, о которых сообщали и наши наблюдатели'. Дальше уважаемый автор говорит о том, что и сама Центральная избирательная комиссия признает факты нарушений. А дальше, дальше всем знакомые стенания оппозиции о том, как их обманули, какие плохие у нас правительство, избирательная комиссия, да и страна. Все вроде бы логично и правильно. Признаюсь честно, будь я рядовым бюргером, пожал бы плечами и подумал — 'дикий народ, дети гор'. Но так как я не живу где-нибудь под Мюнхеном или Франкфуртом, для меня жизненно важно знать, как прошли выборы в моей стране и почему авторитетный немецкий дипломат дает им столь негативную оценку.

Первое сомнение в объективности автора закралось в момент анализа структуры статьи. Ведь если глава миссии ОБСЕ, Центризбирком, оппозиция, общество, все кроме властей дают такую негативную оценку выборам, значит, их результаты следует признать недействительными. Тем более, что это в пределах компетенции Центризбиркома. Кроме того, если Дитер Боден заявил это в интервью уважаемому немецкому изданию, почему он не давал такой оценки ни в каких других СМИ? Можно предположить, что это эксклюзивный материал господина Хасселя, но где тогда полный текст интервью, а не вырванные из контекста фразы. Ситуация стала проясняться лишь спустя несколько часов. Так депутат Манфред Грунд опроверг высказывания Дитера Бодена о фальсификациях выборов в Грузии. Затем последовала официальная реакция, пресс-секретарь БДИПЧ ОБСЕ Урдур Гуннарсдотир заявила буквально следующее: 'собственно, и в первом докладе признавался ряд нарушений, и говорилось, что выборы свободны и демократичны в целом, но выборов без нарушений не бывает'. Вот это уже ближе к истине.

Тем не менее, любой источник информации при внимательном анализе дает значительную пищу для размышлений. Во первых, наиболее интересной была приведенная фраза Дитера Бодена — 'К нам постоянно приходят сведения, о серьезных повсеместных нарушениях при подсчете голосов, включая грубые нарушения, небрежность и умышленную фальсификацию'. Итак, после того как стали известны результаты выборов на ОБСЕ, и другие международные организации была организована хорошо спланированная атака со стороны сил, недовольных результатами выборов. Следует учесть следующее обстоятельство, на всем постсоветском пространстве Грузия является, чуть ли не рекордсменом по количеству неправительственных организаций и политизированных средств массовой информации, прежде всего Интернет сайтов. В то же время, практически все НПО политически аффилированы. Очень многие из них тесно связаны именно с оппозиционными силами, яркий пример, ассоциация молодых юристов, которая является прямым продолжением Республиканской партии, или наоборот. Очень много НПО было создано под патронажем премьера Грузии Зураба Жвании, и люди, возглавляющие их, являются друзьями семьи покойного премьер-министра. Если кто не помнит, брат Зураба Жвания, Георгий до недавнего времени возглавлял штаб наиболее одиозного кандидата в президенты Бадри Патаркацишвили.

Все вышеперечисленные НПО имеют хорошие выходы на Запад, и являются мощным инструментом в руках оппозиции для оказания давления на международные организации, в том числе и на ОБСЕ.

И, наконец, отдельная тема, интернет-ресурсы. Думаю, не стоит тратить время на подаче информации официальными рупорами Кремля типа Росбалта или Регнума. Более чем уверен, что данные информационные агентства при малейшей отмашке Хозяина захлебнуться хвалебными одами о братской Грузии. Так что это больше вопрос официальных отношений между Грузией и Россией. Тоже можно сказать и о сайтах в самой Грузии, которые почти официально финансируются Кремлем. Яркий пример сайт Новый регион, дотируемый российскими структурами через одноименный фонд. Кроме того, существует целый ряд организаций, формально позиционирующих себя, как независимые, например, Южно-Кавказский институт по проблемам безопасности. Вопрос — почему интернет-издание данного 'института' 'Понедельник' опубликовало единственный отчет по выборам никому неизвестной организации, которая и не особо скрывала, что находится в Грузии по приглашению Бадри Патаркацишвили. Ответ на данный вопрос я предоставляю читателю.